Пн-Пт 9-18
Каталог

Коуш — что это и для чего нужен

Бонусная программа

Содержание:

Стальные тросы — один из основных видов гибкого такелажа, который используется при различных грузоподъемных работах. Также тросы применяют для установки стационарных растяжек, подвесов и других креплений. Особенность стального троса состоит в том, что он скручен из множества тонких нитей и очень стойкий к растяжению в статическом и динамическом режимах. Но при высокой гибкости, трос относительно легко сломать, если радиус изгиба меньше допустимого для данного диаметра.

Основной способ соединения троса с крюком грузоподъемного механизма — за петлю на его конце. Но обычная петля не подходит — при высоких нагрузках она растягивается и радиус изгиба становится критически низким. Это не приведет к мгновенному разрыву такелажа, но часть нитей будет повреждена. В результате прочность такелажа снизится, а ресурс снизится более чем на 50%.

Как правильно разделать трос

Петли на тросе формируются при помощи специальной детали — коуша. Это специальным образом изогнутая профильная стальная пластина, которая вставляется внутрь петли и огибается тросом. В месте соединения короткого и длинного участков троса устанавливается специальный зажим. Коуш стальной — несъемная деталь такелажа, которая эксплуатируется до тех пор, пока служит стропа или тяга.

В зависимости от типа троса, диаметр коуша может быть разным, как и его форма. Самые распространенные круглые и клиновые, также применяют судовые, вантовые, полукоуши.  Рассмотрим их более подробно.

  • Круглые — это замкнутое правильное кольцо, вокруг которого наматывается трос. Отверстие внутри имеет форму правильного круга.
  • Вантовые —детали с небольшим внутренним диаметром. Используются для растяжек и лееров на судах, но часто их можно встретить и на других конструкциях, например в растяжках сотовых вышек и антенн другого типа.
  • Судовые — каплевидные кованые коуши повышенной прочности. для стальных канатов используются модификации с индексом «С». Для канатов из пеньки и других растительных волокон, а также синтетических нитей применяют изделия типа «Р».
  • Полукоуш — подковообразная профильная пластина для формирования петель на тросах большого диаметра.
  • Клиновые — сложные конструкции из обоймы, вставки и клина. Используются в грузоподъемных машинах.
  • Закрытые — изготавливаются в виде полой трубки. Используются с тонкими тросами или канатами из синтетических волокон. При этом трос или канат вставляются внутрь трубки.

Монтаж

Надежность петли троса будет высокой, если она сформирована правильно. Трос должен плотно охватывать желоб, точно соответствовать диаметру внешнего контура  и прочно фиксироваться зажимом. Для фиксации  троса небольшого диаметра используется коуш 2 мм или чуть больше. В качестве зажима можно применить стальную, или алюминиевую трубку, в которую вставляется обе части петли.

Трубка расплющивается и прочно удерживает нити. Для деформации зажима можно использовать как специальные клещи, так и молоток или другой ударный инструмент. Такой зажим неразборный, установить другой коуш можно только обрезав прежнюю петлю в месте ниже зажима.

Для тросов большего диаметра используются многоразовые винтовые зажимы DIN 741, которых устанавливается не менее 3 на каждую петлю. Коуши ГОСТ 2224-93 выпускаются под все стандартные диаметры тросов и регламентируются по основным размерам. Обычно коуш одного вида может использоваться с тросами нескольких диаметров, например, от 2 до 2,5 мм, от 5,7 до 7 мм и т.д.

В ГОСТ указаны:

  • длина коуша;
  • внутренний диаметр;
  • радиус желоба по ободу;
  • толщина;
  • угол расхождения стенок.

Изготавливаются коуши из стали Ст3сп5, С255, К270В и других марок. Также по ТУ предприятий могут производится детали такелажа из других сталей, но их характеристики не могут быть ниже приведенных в ГОСТ. Антикоррозионное покрытие коушей регламентируется ГОСТ 9.306. По требованию заказчика  для особых условий эксплуатации покрытие может быть выбрано специальное, соответствующее характеру внешних воздействий.